Top.Mail.Ru
Блог Супервселенной Упсала-Цирка

Жонглирование укрепляет нейронные связи [перевод статьи Оксфордского университета]

Статьи
Мы склонны думать, что мозг статичен или даже начинает дегенерировать, когда мы достигаем совершеннолетия», — говорит доктор Хайди Йохансен-Берг из отделения клинической неврологии Оксфордского университета, руководившая работой. «На самом деле мы обнаруживаем, что структура мозга созрела для изменений. Мы показали, что мозг может настроить свою собственную проводную систему, чтобы она работала более эффективно».

Исследователи из Оксфордского центра функциональной магнитно-резонансной томографии мозга (FMRIB) решили выяснить, можно ли увидеть изменения в белом веществе мозга у здоровых взрослых людей при изучении новой задачи или навыка.

Группа молодых здоровых взрослых, ни один из которых не умел жонглировать, была разделена на две группы по 24 человека в каждой. Одной из групп давали еженедельные тренировки по жонглированию в течение шести недель и просили заниматься по 30 минут каждый день. Обе группы были просканированы с помощью диффузионной МРТ до и после шестинедельного периода.

Жонглер, аспирант FMRIB и первый автор статьи Ян Шольц, сказал: «Мы предложили половине добровольцев научиться делать что-то совершенно новое. После шести недель занятий жонглированием мы увидели изменения в белом веществе этой группы по сравнению с другими, не тренировавшимися. Изменения произошли в областях мозга, которые участвуют в дотягивании и хватании на периферии зрения, так что это, кажется, имеет большой смысл».

После тренинга способности добровольцев к жонглированию сильно различались. Все могли жонглировать тремя мячами как минимум в два каскада, но некоторые могли жонглировать пятью мячами и выполнять другие трюки. Однако все показали изменения в белом веществе, предполагая, что это было связано со временем, затраченным на обучение и практику, а не с уровнем достигнутых навыков.

«Этот захватывающий новый результат вызывает много вопросов, — говорит доктор Йохансен-Берг, — МРТ — это косвенный способ измерения структуры мозга, поэтому мы не можем быть уверены, что именно меняется, когда эти люди учатся». Будущая работа должна проверить, отражают ли эти результаты изменения формы или количества нервных волокон или рост изолирующей миелиновой оболочки, окружающей волокна».

Доктор Йохансен-Берг говорит: «Конечно, это не означает, что все должны пойти и начать жонглировать, чтобы улучшить свой мозг. Мы выбрали жонглирование исключительно как сложный новый навык, которому люди должны научиться. Но есть школа мысли «используй или потеряй», согласно которой любой способ поддерживать работу мозга — это хорошо, например, пойти на прогулку или разгадать кроссворд».

«Есть потенциальные клинические применения этой работы, хотя до них еще далеко», — добавляет доктор Йохансен-Берг. «Знание того, что пути в мозге могут быть улучшены, может иметь важное значение в долгосрочной перспективе для разработки новых методов лечения неврологических заболеваний, таких как рассеянный склероз, когда эти пути деградируют».