Top.Mail.Ru
Блог Супервселенной Упсала-Цирка

Жонглирование улучшает нейронные связи

Почитать
12 октября 2009 г., перевод статьи Оксфордского университета

Исследование, проведенное в Оксфорде, показывает, что обучение жонглированию приводит к изменениям в белом веществе мозга.
Фото: Robina Weermeijer, Unsplash

Исследование, профинансированное Wellcome Trust и Советом по медицинским исследованиям Великобритании и опубликованное в журнале «Nature Neuroscience», показывает улучшение связей в частях мозга, отвечающих за выполнение движений, необходимых для ловли мячей.
«Мы склонны считать, что по достижении зрелости мозг стабилизируется или даже начинает дегенерировать», — говорит доктор Хайди Йохансен-Берг — профессор кафедры клинической неврологии Оксфордского университета, которая руководила исследованием.

«На самом же деле мы обнаружили, что структура мозга только созревает для изменений. Мы показали, что мозг может заставить себя работать более эффективно».

Ученые из Оксфордского центра функциональной магнитно-резонансной томографии мозга (FMRIB) решили выяснить, вызывает ли освоение новой задачи или навыка здоровыми взрослыми людьми изменения в белом веществе мозга.
Белое вещество состоит из пучков длинных нервных волокон, проводящих электрические сигналы между нервными клетками и соединяющих разные части мозга. Серое вещество, в свою очередь, состоит из клеток, ответственных за обработку данных и вычисления. Изменения в сером веществе, вызванные новым опытом и обучением, были ранее отмечены учеными, но подобная динамика в отношении белого вещества прежде не описывалась.
Измерение изменений в белом веществе основывалось на оценке изображений диффузионной МРТ с использованием новых методов, впервые разработанных центром FMRIB в Оксфорде. Методы позволяют сравнивать анатомические особенности белого вещества разных людей с учетом временных изменений.
«Мы показали изменения в белом веществе — пучках нервных волокон, соединяющих разные части мозга, — вызванные обучением совершенно новому навыку», — объясняет доктор Йохансен-Берг.


Молодые и здоровые взрослые, ни один из которых не умел жонглировать, были разделены на две группы по 24 человека. Одна из групп посещала еженедельные тренировки по жонглированию в течение шести недель. Также членов этой группы попросили заниматься самостоятельно по 30 минут каждый день. Все добровольцы были просканированы с помощью диффузионной МРТ до и после шестинедельного периода.
Первый автор статьи, жонглер и аспирант FMRIB Ян Шольц, отметил: «Мы предложили половине добровольцев научиться делать что-то совершенно новое. Результатом стали изменения в белом веществе у членов группы, шесть недель занимавшейся жонглированием. У добровольцев, которые не тренировалась, таких изменений замечено не было. Изменения касались областей мозга, задействованных при дотягивании и хватании на периферии зрения, так что связь с жонглированием кажется очевидной».

Фото: архив Упсала-Цирка

В ходе тренировок добровольцы показали успехи разного уровня. Все из них смогли жонглировать тремя мячами как минимум в два каскада, но некоторые сумели научиться жонглировать пятью мячами и выполнять другие трюки. Тем не менее, у всех добровольцев группы произошли изменения в белом веществе, связанные скорее со временем, затраченным на обучение и практику, а не с уровнем освоенных навыков.
«Удивительные результаты этого исследования наталкивают нас на множество вопросов, — говорит доктор Йохансен-Берг, — МРТ — это косвенный способ измерения структуры мозга, поэтому мы не можем быть уверены, что именно меняется, когда эти люди учатся. Нам еще предстоит понять, отражают ли эти результаты изменения формы или количества нервных волокон или рост изолирующей миелиновой оболочки, окружающей волокна».
Доктор Йохансен-Берг замечает: «Конечно, это не означает, что все должны начать жонглировать, чтобы улучшить работу мозга. Мы выбрали жонглирование исключительно потому, что это сложный новый навык, освоение которого требует усилий. Тем не менее, существует распространенное мнение, что «неиспользуемое отмирает», поэтому любой способ поддерживать работу мозга — например, пойти на прогулку или решить кроссворд — по-своему хорош».
«В перспективе результаты этой работы могут быть применены в клинической практике, хотя до этого еще далеко», — добавляет доктор Йохансен-Берг.


«Знание того, что связи в мозге могут быть улучшены, может иметь важное значение в долгосрочной перспективе для разработки новых методов лечения неврологических заболеваний, таких как рассеянный склероз».

Научиться жонглировать тремя мячами можно без специальной подготовки из любой точки мира c курсом Упсала-Цирка, он проходит в онлайн формате. На курсе покажут, как сделать мячи для жонглирования из подручных материалов, вдохновят историями всемирно известных жонглеров и замотивируют освоить новый навык!

Перевод: Антон Грамович